Регистратура: 8-0222-63-06-65Приемная: 8-0222-63-07-54 Версия для слабовидящих

Дверь в счастливую Жизнь. Скажем – «нет» суициду!

Что же такое суицид и чем мы можем помочь людям, страдающим от сильного чувства отчуждения, безысходности, бессмысленности жизни; людям, внутреннее эмоциональное состояние которых окрашено только мрачными тонами; людям с сильнейшей душевной болью и чувством невозможности справиться со своими проблемами, потерявшими себя и надежду на будущее?

Жизненных трудностей всегда много, особенно в подростковом возрасте. Особая опасность суицидального поведения возникает в период возрастных кризисов 13 и 17 лет. Именно в подростковом возрасте очень сильно влияние непосредственного окружения, идут бурные процессы физиологического и психического развития, именно в этом возрасте подросток сталкивается с большим количеством повреждающих факторов при отсутствии умения и навыков себя защитить и выработать стратегии преодоления трудных ситуаций. Отсутствие внутренних средств разрешения всех этих трудностей в жизни приводит подростка к различным патологиям адаптации: наркомании, алкоголизму, суициду.

Суицид каждый год угрожает жизни многих тысяч молодых людей. Некоторые специалисты утверждают, что в 90% суицидальное поведение подростка – это способ привлечь к себе внимание и только в 10% суицидальное поведение имеют целью покончить с собой.

Основными причинами суицидального поведения считаются факторы семейного конфликта и неблагополучия: не удовлетворение базовых психологических потребностей ребенка, прежде всего в любви, приятии, в эмоциональном комфорте, в самоуважении и самоутверждении. Боязнь насилия со стороны взрослых, педагогические ошибки и неверно выбранные методы взаимодействия, конфликты с одноклассниками, друзьями, родителями, учителями, черствость, безразличие и цинизм окружающих – все это способствует возникновению суицидальных мыслей у подростка. При этом следует учитывать, что подростковому возрасту присуща физиологическая и психологическая незрелость, отсутствие четкой системы ценностных ориентиров. У подростков не сформировано окончательно самосознание, нет устойчивой самооценки. Отдельно следует отметить чувство сексуального побуждения и напряжения, с которым подросток порой не знает что делать, так как это создает сильный психологический дискомфорт, тревогу, агрессивность, которая зачастую направляется на самого себя.

Как же можно помочь таким подросткам, которые в качестве «мести бездушному обществу» порой выбирают такой способ поведения, как суицид? Как вести себя с суицидентами?

Самое главное, пожалуй, это не бояться поговорить с подростком о его суицидальных чувствах и мыслях. Разговаривая с подростком, мы не подталкиваем его на суицид (как опасаются некоторые), а даем ему возможность открыто выразить то, что мучает его и не дает ему покоя. Суициденты не представляют в большинстве случаев опасности для других. Зачастую они находятся в состоянии острого эмоционального конфликта и поэтому в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве. Они, как правило, являются психически здоровыми людьми и их поступки и мысли не адекватны лишь в той мере, в какой неадекватным оказалось их положение. Лишь у незначительного числа суицидентов – есть серьезные психические отклонения и их поступки в течении длительного времени могут быть не адекватными.

Самоубийство может совершить любой подросток, вне зависимости от того, воспитывается он в финансово-благополучной или нуждающейся семье. Нет установленного типа «суицидоопасного подростка». Большая часть молодых людей пытаются предпринять попытку самоубийства всего один раз в жизни, однако, следует помнить, что риск возможности суицидального поведения при этом может сохранятся ещё в течении 3 – 3,5 месяцев после первой попытки. Это объясняется тем, что после повышенного внимания родителей, учителей, друзей (в период сопровождения и поддержки) у них возникает чувство психологического комфорта, нужности и любви. Однако после повышенного внимания близкие начинают рано или поздно возвращаться к своим повседневным делам, уделяя суициденту меньше времени, а страхи и негативные мысли суицидента так быстро не уходят. Для решения этой проблемы требуется серьезная и длительная психологическая работа.

Поскольку тема суицида считается «запретной» и внушает большому количеству людей страх, значит, о нем просто так не поговоришь с родителями, учителями, друзьями. Существует общественный стереотип, что тебя не поймут, отвернуться или начнут морализировать. Однако важно вовремя помочь такому человеку, а для этого своевременно определить признаки суицидента. Это могут быть суицидальные угрозы, депрессивные состояния, значительные личностные изменения или изменения в поведении человека, приготовление к последнему волеизъявлению. Человек становится беспомощен и безнадежен, одинок и изолирован, теряет смысл жизни. Почувствуйте эти сигналы надвигающейся внутриличностной катастрофы, осознайте эти предостережения и порой«молчаливые» призывы о помощи. Поговорите с человеком, создайте заботливый фон и дружеские взаимоотношения; примите человека таким, какой он сейчас есть, не осуждайте в душе, ни в коем случае не поучайте и не выражайте вербальной и невербальной агрессии в его адрес. Станьте для него просто внимательным и чутким слушателем. Суицидент часто не настроен принять советы в силу своей большой душевной боли и отчужденности. А вот сочувствие и обсуждение своей боли для него очень важно. Следует спокойно расспросить человека о тревожащей ситуации. Обеспокоенность его жизненными проблемами (если взаимодействие происходит в условиях любви и заботы) значительно снижает его внутреннее напряжение и угрозу самоубийства. Суицидент нуждается в искреннем и заботливом, откровенном участии в его судьбе, в противном случае, при банальных утешениях, нравоучениях и морализаторстве, мы можем только навредить человеку. Также очень важно при взаимодействии с суицендентом, по мере его успокоения, мягко и ненавязчиво показать ему, что существуют альтернативные, конструктивные пути выхода из сложной ситуации.

В заключении хочется подчеркнуть, что в современных условиях развития общества, характеризующегося обеднением эмоциональной сферы и экзистенциональным вакуумом, для многих подростков становится трудным для решения вопрос замены отклоняющихся форм поведения на конструктивное адаптационное поведение в трудных жизненных ситуациях. Выработать навыки этого конструктивного поведения, уйти от психологической изоляции и на протяжении всей жизни чувствовать себя счастливым и наполненным – вот главные направления психологии здоровья. Опираясь на внутренние ресурсные возможности подростка, формируя у него прочный внутренний стержень, соответствующей уровень психологической культуры и грамотности, проблема суицида может быть сведена до минимума. Но, а главное, безусловно – это любовь и приятие в семьях, поддержка и вера в своего ребенка, в его сильные стороны и таланты!!!

Психолог УЗ МОНД